Гигиеническая и психологическая оценка напряжённости дистанционного учебного процесса у учащихся начальных классов

Обложка

Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение. Организация учебного процесса у современных учащихся сопряжена с активным и длительным использованием цифровых технологий и устройств. Если в исследованиях прошлых лет дана детальная и комплексная оценка гигиенических факторов риска при традиционной организации учебного процесса, то в настоящее время возникла необходимость уточнения гигиенической безопасности дистанционной формы обучения и использования цифровых устройств с учётом широкого использования детьми и подростками различных девайсов во внеучебное время.

Материалы и методы. Проведён сравнительный анализ напряжённости учебного процесса у учащихся начальных классов согласно федеральным рекомендациям ФР РОШУМЗ-16-2015 (версия 1.1) «Гигиеническая оценка напряжённости учебной деятельности обучающихся» при традиционной и дистанционной формах обучения согласно проведённому хронометражу 75 уроков математики и русского языка. 

Результаты. Установлено, что при дистанционной форме обучения по сравнению с традиционной увеличилась напряжённость учебного труда с 2,9 ± 0,05 балла (класс 3.1) до 3,4 ± 0,02 балла (класс 3.1), (р ≤ 0,05), за счёт напряжённых второй степени интеллектуальных нагрузок (3,6 ± 0,01 балла), сенсорных нагрузок (3,6 ± 0,03 балла), монотонности (3,7 ± 0,03 балла) и напряжённости первой степени режима учебной деятельности (3,1 ± 0,03 балла). Увеличение сенсорных нагрузок было связано с использованием при обучении информационно-коммуникационных средств, таких как компьютер, ноутбук, планшет, смартфон. До 15,3% учащихся в период традиционного и 35,5% учащихся в период дистанционного обучения использовали запрещённые для обучения смартфоны. При дистанционной форме обучения 75,6% учащихся использовали компьютер, каждый третий учащийся (35,4%) — ноутбук, при традиционной форме обучения удельный вес учащихся, использовавших при обучении компьютеры и ноутбуки, составлял 12,3–15,6%. 

Ограничения исследования. Исследование напряжённости учебного процесса при различных формах обучения было ограничено выборкой (учащиеся начальных классов), что не позволяет экстраполировать данные на общую совокупность учащихся среднего и старшего звена. Проведение исследований учебной деятельности на уроках математики и русского языка могло показать более высокую напряжённость учебного процесса, поскольку данные учебные предметы имеют повышенную сложность.

Заключение. Полученные данные подтверждают необходимость соблюдения гигиенических нормативов, регламентирующих общую суточную продолжительность использования информационно-коммуникационных средств (на уроках и во внеурочное время), а также необходимость контроля их использования учащимися.

Соблюдение этических стандартов. Исследование выполнено с соблюдением принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции (WMA Declaration of Helsinki — Ethical Principles for Medical Research Involving Human Subjects). Получено добровольное информированное согласие законных представителей учащихся, исследование одобрено локальным этическим комитетом при ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (протокол № 217 от 17 января 2019 г.). 

Участие авторов:
Булычева Е.В. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала;
Антохин Е.Ю. — написание текста, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.

Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Поступила: 16.12.2022 / Принята к печати: 24.03.2023 / Опубликована: 29.05.2023

Об авторах

Екатерина Владимировна Булычева

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Автор, ответственный за переписку.
Email: e-sosnina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8215-8674

Канд. мед. наук, доцент кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВО «ОрГМУ» МЗ РФ, 460000, г. Оренбург.

e-mail: e-sosnina@mail.ru

Россия

Евгений Ю. Антохин

ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-6835-8613
Россия

Список литературы

  1. Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе. Вопросы образования. 2016; (1): 205–24.
  2. Бухтияров И.В, Денисов Э.И., Еремин А.Л. Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций. Гигиена и санитария. 2014; 93(4): 5–9.
  3. Кучма В.Р. Декларация о гигиенической безопасности для детей и подростков цифровой среды. Вопросы школьной и университетской медицины. 2014; (3): 62–3.
  4. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2016; (8): 4–7.
  5. Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И. и др. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 95(2): 172–7. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177
  6. Саньков С.В. Гигиеническая безопасность электронной информационно-образовательной среды в современной школе (научный обзор). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (2): 13–20.
  7. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Курганский А.М., Петренко А.О. Гигиеническая оценка использования ридеров в начальной школе. Гигиена и санитария. 2014; 93(3): 57–60.
  8. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Современные подходы к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (3): 22–7.
  9. Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Макарова А.Ю., Мустафаева К.Ш. и др. Распространённость и оценка использования электронных устройств в учебной и досуговой деятельности школьников 7–8 классов. Сеченовский вестник. 2015; (3): 43–50.
  10. Янушанец О.И., Петрова Н.А., Беззубенкова Е.Ф., Нелюбова Е.А., Широкова А.Ю. Гигиеническая оценка технического оснащения реализации информационных технологий, используемых в обучении школьников. В кн.: Профилактическая медицина – 2019: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.; 2019: 244–50.
  11. Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020; (3): 85–91.
  12. СанПиН 1.2.3685–21. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. М.; 2021.
  13. Александрова И.Э. Гигиеническая оптимизация учебного процесса в школе в условиях использования электронных средств обучения. Анализ риска здоровью. 2020; (2): 47–54. https://doi.org/10.21668/health.risk/2020.2.05
  14. Ефимова Н.В., Мыльникова И.В., Барсем М.П., Нехурова С.Б. Методическое обеспечение гигиенической оценки школьных дисциплин. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016: (1): 36–40.
  15. Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А., Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5–10 классов общеобразовательных школ. Гигиена и санитария. 2016; 95(6): 552–8. https://doi.org/10.18821/0016-99002016-95-6-552-558
  16. Михеева Е.В., Новикова И.И., Ерофеев Ю.В. Гигиеническая оценка условий воспитания и обучения школьников современных условиях. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2011; (9): 37–40.
  17. Гаврюшин М.Ю., Фролова О.В. Санитарно-гигиеническая характеристика условий обучения современных школьников. Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2017; 19(7): 76–80.
  18. В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчёт. Основные результаты. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2020.
  19. McCarty C.A., Rhew I.C., Murowchick E., McCauley E., Vander Stoep A. Emotional health predictors of substance use initiation during middle school. Psychol. Addict. Behav. 2012; 26(2): 351–7. https://doi.org/10.1037/a0025630
  20. Guo H., Yang W., Cao Y., Li J., Siegrist J. Effort–reward imbalance at school and depressive symptoms in Chinese adolescents: the role of family socioeconomic status. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2014; 11(6): 6085–98. https://doi.org/10.3390/ijerph110606085
  21. Joyce H.D., Early T.J. The impact of school connectedness and teacher support on depressive symptoms in adolescents: a multilevel analysis. Child Youth Serv. Rev. 2014; 39: 101–7. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2014.02.005
  22. Vogel M., Rees C.E., McCuddy T., Carson D.C. The highs that bind: school context, social status and marijuana use. J. Youth Adolesc. 2015; 44(5): 1153–64. https://doi.org/10.1007/s10964-015-0254-8
  23. Иванова Н.В., Калюлина В.А., Минаева Е.В. Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников. Перспективы науки и образования. 2017; (6): 70–3.
  24. Брико Н.И., Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. Инфекционная заболеваемость детей и подростков и санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений. Российский педиатрический журнал. 2012; (2): 40–4.
  25. Богомолова Е.С., Шапошникова М.В., Котова Н.В. Санитарно–гигиеническое благополучие и здоровье учащихся в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2014; (11): 20–3.
  26. Валина С.Л., Штина И.Е., Ошева Л.В., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Гигиеническая оценка учебного процесса в школах с различными образовательными программами. Гигиена и санитария. 2019; 98(2): 166–70. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-166-170
  27. Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А., Прусаков В.Ф., Остудина А.А. Психическое здоровье современных школьников: распознавание угроз и перспективы их устранения. Практическая медицина. 2019; 17(5): 16–21.
  28. Антохин Е.Ю., Будза В.Г., Антохина Р.И., Епанчинцева Г.А. Психофизиологическая оценка подростков, совершивших суицидальную попытку. Оренбургский медицинский вестник. 2020; 8(2): 51–7.
  29. Любов Е.Б., Антохин Е.Ю., Палаева Р.И. Комментарий. Двуликая паутина: Вертер vs Папагено. Суицидология. 2016; 7(4): 41–51.
  30. Короленко А.В., Гордиевская А.Н. Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка. Социальное пространство. 2018; 17(5): 3. https://doi.org/10.15838/sa.2018.5.17.3
  31. Шабунова А.А., Короленко А.В. Вовлеченность детей в цифровое пространство: тенденции гаджетизации и угрозы развитию человеческого потенциала. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019; 3(4): 430–43. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2019-3-4-430-443
  32. Дружилов С.А. Гигиенические аспекты информационно–технологической зависимости человека в новой реальности. Гигиена и санитария. 2019; 98(7): 748–53. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-7-748-753
  33. Филькина О.М., Воробьева Е.А., Долотова Н.В., Кочерова О.Ю., Малышкина О.И. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников. Анализ риска здоровью. 2020; (4): 76–83.
  34. Ravichandran P., De Bravo B.F., Beauport R. Young children and screen time (TV, Computers, etc.). Washington: National Center for Health Research; 2019: 223–400.
  35. Peng M., Chen X., Zhao Q., Zhou Z. Attentional scope is reduced by Internet use: a behavior and ERP study. PLoS One. 2018; 13(6): e0198543. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0198543
  36. Moisala M., Salmela V., Hietajärvi L., Salo E., Carlson S., Salonen O., et al. Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young. Neuroimage. 2016; 134: 113–21. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2016.04.011
  37. Hadar A., Hadas I., Lazarovits A., Alyagon U., Eliraz D., Zangen A. Answering the missed call: Initial exploration of cognitive and electrophysiological changes associated with smartphone use and abuse. PloS One. 2017; 12(7): e0180094. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0180094
  38. Takeuchi H., Taki Y., Asano K., Asano M., Sassa Y., Yokota S., et al. Impact of frequency of internet use on development of brain structures and verbal intelligence: longitudinal analyses. Hum. Brain Mapp. 2018; 39(11): 4471–9. https://doi.org/10.1002/hbm.24286
  39. Зубарев Ю.Б. Мобильный телефон и здоровье: монография. М.: Библио-Глобус; 2019.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Булычева Е.В., Антохин Е.Ю., 2024



СМИ зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации СМИ: серия ПИ № ФС 77 - 37884 от 02.10.2009.