Гигиеническая и психологическая оценка напряжённости дистанционного учебного процесса у учащихся начальных классов
- Авторы: Булычева Е.В.1, Антохин Е.Ю.1
-
Учреждения:
- ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
- Выпуск: Том 102, № 4 (2023)
- Страницы: 375-381
- Раздел: ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
- Статья опубликована: 29.05.2023
- URL: https://bulletin.ssaa.ru/0016-9900/article/view/638584
- DOI: https://doi.org/10.47470/0016-9900-2023-102-4-375-381
- EDN: https://elibrary.ru/wcbpme
- ID: 638584
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Введение. Организация учебного процесса у современных учащихся сопряжена с активным и длительным использованием цифровых технологий и устройств. Если в исследованиях прошлых лет дана детальная и комплексная оценка гигиенических факторов риска при традиционной организации учебного процесса, то в настоящее время возникла необходимость уточнения гигиенической безопасности дистанционной формы обучения и использования цифровых устройств с учётом широкого использования детьми и подростками различных девайсов во внеучебное время.
Материалы и методы. Проведён сравнительный анализ напряжённости учебного процесса у учащихся начальных классов согласно федеральным рекомендациям ФР РОШУМЗ-16-2015 (версия 1.1) «Гигиеническая оценка напряжённости учебной деятельности обучающихся» при традиционной и дистанционной формах обучения согласно проведённому хронометражу 75 уроков математики и русского языка.
Результаты. Установлено, что при дистанционной форме обучения по сравнению с традиционной увеличилась напряжённость учебного труда с 2,9 ± 0,05 балла (класс 3.1) до 3,4 ± 0,02 балла (класс 3.1), (р ≤ 0,05), за счёт напряжённых второй степени интеллектуальных нагрузок (3,6 ± 0,01 балла), сенсорных нагрузок (3,6 ± 0,03 балла), монотонности (3,7 ± 0,03 балла) и напряжённости первой степени режима учебной деятельности (3,1 ± 0,03 балла). Увеличение сенсорных нагрузок было связано с использованием при обучении информационно-коммуникационных средств, таких как компьютер, ноутбук, планшет, смартфон. До 15,3% учащихся в период традиционного и 35,5% учащихся в период дистанционного обучения использовали запрещённые для обучения смартфоны. При дистанционной форме обучения 75,6% учащихся использовали компьютер, каждый третий учащийся (35,4%) — ноутбук, при традиционной форме обучения удельный вес учащихся, использовавших при обучении компьютеры и ноутбуки, составлял 12,3–15,6%.
Ограничения исследования. Исследование напряжённости учебного процесса при различных формах обучения было ограничено выборкой (учащиеся начальных классов), что не позволяет экстраполировать данные на общую совокупность учащихся среднего и старшего звена. Проведение исследований учебной деятельности на уроках математики и русского языка могло показать более высокую напряжённость учебного процесса, поскольку данные учебные предметы имеют повышенную сложность.
Заключение. Полученные данные подтверждают необходимость соблюдения гигиенических нормативов, регламентирующих общую суточную продолжительность использования информационно-коммуникационных средств (на уроках и во внеурочное время), а также необходимость контроля их использования учащимися.
Соблюдение этических стандартов. Исследование выполнено с соблюдением принципов Хельсинкской декларации Всемирной медицинской ассоциации в действующей редакции (WMA Declaration of Helsinki — Ethical Principles for Medical Research Involving Human Subjects). Получено добровольное информированное согласие законных представителей учащихся, исследование одобрено локальным этическим комитетом при ФГБОУ ВО ОрГМУ Минздрава России (протокол № 217 от 17 января 2019 г.).
Участие авторов:
Булычева Е.В. — концепция и дизайн исследования, сбор и обработка материала;
Антохин Е.Ю. — написание текста, редактирование.
Все соавторы — утверждение окончательного варианта статьи, ответственность за целостность всех частей статьи.
Конфликт интересов. Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.
Поступила: 16.12.2022 / Принята к печати: 24.03.2023 / Опубликована: 29.05.2023
Об авторах
Екатерина Владимировна Булычева
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Автор, ответственный за переписку.
Email: e-sosnina@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8215-8674
Канд. мед. наук, доцент кафедры профилактической медицины ФГБОУ ВО «ОрГМУ» МЗ РФ, 460000, г. Оренбург.
e-mail: e-sosnina@mail.ru
РоссияЕвгений Ю. Антохин
ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Email: noemail@neicon.ru
ORCID iD: 0000-0001-6835-8613
Россия
Список литературы
- Королева Д.О. Всегда онлайн: использование мобильных технологий и социальных сетей современными подростками дома и в школе. Вопросы образования. 2016; (1): 205–24.
- Бухтияров И.В, Денисов Э.И., Еремин А.Л. Основы информационной гигиены: концепции и проблемы инноваций. Гигиена и санитария. 2014; 93(4): 5–9.
- Кучма В.Р. Декларация о гигиенической безопасности для детей и подростков цифровой среды. Вопросы школьной и университетской медицины. 2014; (3): 62–3.
- Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Гигиеническая безопасность жизнедеятельности детей в цифровой среде. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2016; (8): 4–7.
- Большаков А.М., Крутько В.Н., Кутепов Е.Н., Мамиконова О.А., Потемкина Н.С., Розенблит С.И. и др. Информационные нагрузки как новый актуальный раздел гигиены детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 95(2): 172–7. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-2-172-177
- Саньков С.В. Гигиеническая безопасность электронной информационно-образовательной среды в современной школе (научный обзор). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2018; (2): 13–20.
- Кучма В.Р., Текшева Л.М., Курганский А.М., Петренко А.О. Гигиеническая оценка использования ридеров в начальной школе. Гигиена и санитария. 2014; 93(3): 57–60.
- Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Храмцов П.И. Современные подходы к обеспечению гигиенической безопасности жизнедеятельности детей в гиперинформационном обществе. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (3): 22–7.
- Кучма В.Р., Рапопорт И.К., Соколова С.Б., Александрова И.Э., Макарова А.Ю., Мустафаева К.Ш. и др. Распространённость и оценка использования электронных устройств в учебной и досуговой деятельности школьников 7–8 классов. Сеченовский вестник. 2015; (3): 43–50.
- Янушанец О.И., Петрова Н.А., Беззубенкова Е.Ф., Нелюбова Е.А., Широкова А.Ю. Гигиеническая оценка технического оснащения реализации информационных технологий, используемых в обучении школьников. В кн.: Профилактическая медицина – 2019: сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. СПб.; 2019: 244–50.
- Милушкина О.Ю., Попов В.И., Скоблина Н.А., Маркелова С.В., Соколова Н.В. Использование электронных устройств участниками образовательного процесса при традиционной и дистанционной формах обучения. Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020; (3): 85–91.
- СанПиН 1.2.3685–21. Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания. М.; 2021.
- Александрова И.Э. Гигиеническая оптимизация учебного процесса в школе в условиях использования электронных средств обучения. Анализ риска здоровью. 2020; (2): 47–54. https://doi.org/10.21668/health.risk/2020.2.05
- Ефимова Н.В., Мыльникова И.В., Барсем М.П., Нехурова С.Б. Методическое обеспечение гигиенической оценки школьных дисциплин. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2016: (1): 36–40.
- Кучма В.Р., Ефимова Н.В., Ткачук Е.А., Мыльникова И.В. Гигиеническая оценка напряженности учебной деятельности обучающихся 5–10 классов общеобразовательных школ. Гигиена и санитария. 2016; 95(6): 552–8. https://doi.org/10.18821/0016-99002016-95-6-552-558
- Михеева Е.В., Новикова И.И., Ерофеев Ю.В. Гигиеническая оценка условий воспитания и обучения школьников современных условиях. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2011; (9): 37–40.
- Гаврюшин М.Ю., Фролова О.В. Санитарно-гигиеническая характеристика условий обучения современных школьников. Медико-фармацевтический журнал «Пульс». 2017; 19(7): 76–80.
- В центре внимания здоровье и благополучие подростков. Результаты исследования «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья» (HBSC) 2017/2018 гг. в Европе и Канаде. Международный отчёт. Основные результаты. Копенгаген: Европейское региональное бюро ВОЗ; 2020.
- McCarty C.A., Rhew I.C., Murowchick E., McCauley E., Vander Stoep A. Emotional health predictors of substance use initiation during middle school. Psychol. Addict. Behav. 2012; 26(2): 351–7. https://doi.org/10.1037/a0025630
- Guo H., Yang W., Cao Y., Li J., Siegrist J. Effort–reward imbalance at school and depressive symptoms in Chinese adolescents: the role of family socioeconomic status. Int. J. Environ. Res. Public Health. 2014; 11(6): 6085–98. https://doi.org/10.3390/ijerph110606085
- Joyce H.D., Early T.J. The impact of school connectedness and teacher support on depressive symptoms in adolescents: a multilevel analysis. Child Youth Serv. Rev. 2014; 39: 101–7. https://doi.org/10.1016/j.childyouth.2014.02.005
- Vogel M., Rees C.E., McCuddy T., Carson D.C. The highs that bind: school context, social status and marijuana use. J. Youth Adolesc. 2015; 44(5): 1153–64. https://doi.org/10.1007/s10964-015-0254-8
- Иванова Н.В., Калюлина В.А., Минаева Е.В. Эффективные средства и приемы формирования познавательного интереса у младших школьников. Перспективы науки и образования. 2017; (6): 70–3.
- Брико Н.И., Кучма В.Р., Шубочкина Е.И. Инфекционная заболеваемость детей и подростков и санитарно-эпидемиологическое благополучие образовательных учреждений. Российский педиатрический журнал. 2012; (2): 40–4.
- Богомолова Е.С., Шапошникова М.В., Котова Н.В. Санитарно–гигиеническое благополучие и здоровье учащихся в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса. Здоровье населения и среда обитания – ЗНиСО. 2014; (11): 20–3.
- Валина С.Л., Штина И.Е., Ошева Л.В., Устинова О.Ю., Эйсфельд Д.А. Гигиеническая оценка учебного процесса в школах с различными образовательными программами. Гигиена и санитария. 2019; 98(2): 166–70. https://doi.org/10.18821/0016-9900-2019-98-2-166-170
- Белоусова М.В., Карпов А.М., Уткузова М.А., Прусаков В.Ф., Остудина А.А. Психическое здоровье современных школьников: распознавание угроз и перспективы их устранения. Практическая медицина. 2019; 17(5): 16–21.
- Антохин Е.Ю., Будза В.Г., Антохина Р.И., Епанчинцева Г.А. Психофизиологическая оценка подростков, совершивших суицидальную попытку. Оренбургский медицинский вестник. 2020; 8(2): 51–7.
- Любов Е.Б., Антохин Е.Ю., Палаева Р.И. Комментарий. Двуликая паутина: Вертер vs Папагено. Суицидология. 2016; 7(4): 41–51.
- Короленко А.В., Гордиевская А.Н. Человеческий потенциал детского населения: понимание и оценка. Социальное пространство. 2018; 17(5): 3. https://doi.org/10.15838/sa.2018.5.17.3
- Шабунова А.А., Короленко А.В. Вовлеченность детей в цифровое пространство: тенденции гаджетизации и угрозы развитию человеческого потенциала. Вестник Удмуртского университета. Социология. Политология. Международные отношения. 2019; 3(4): 430–43. https://doi.org/10.35634/2587-9030-2019-3-4-430-443
- Дружилов С.А. Гигиенические аспекты информационно–технологической зависимости человека в новой реальности. Гигиена и санитария. 2019; 98(7): 748–53. https://doi.org/10.47470/0016-9900-2019-98-7-748-753
- Филькина О.М., Воробьева Е.А., Долотова Н.В., Кочерова О.Ю., Малышкина О.И. Длительность использования цифровых устройств как один из факторов риска развития миопии у школьников. Анализ риска здоровью. 2020; (4): 76–83.
- Ravichandran P., De Bravo B.F., Beauport R. Young children and screen time (TV, Computers, etc.). Washington: National Center for Health Research; 2019: 223–400.
- Peng M., Chen X., Zhao Q., Zhou Z. Attentional scope is reduced by Internet use: a behavior and ERP study. PLoS One. 2018; 13(6): e0198543. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0198543
- Moisala M., Salmela V., Hietajärvi L., Salo E., Carlson S., Salonen O., et al. Media multitasking is associated with distractibility and increased prefrontal activity in adolescents and young. Neuroimage. 2016; 134: 113–21. https://doi.org/10.1016/j.neuroimage.2016.04.011
- Hadar A., Hadas I., Lazarovits A., Alyagon U., Eliraz D., Zangen A. Answering the missed call: Initial exploration of cognitive and electrophysiological changes associated with smartphone use and abuse. PloS One. 2017; 12(7): e0180094. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0180094
- Takeuchi H., Taki Y., Asano K., Asano M., Sassa Y., Yokota S., et al. Impact of frequency of internet use on development of brain structures and verbal intelligence: longitudinal analyses. Hum. Brain Mapp. 2018; 39(11): 4471–9. https://doi.org/10.1002/hbm.24286
- Зубарев Ю.Б. Мобильный телефон и здоровье: монография. М.: Библио-Глобус; 2019.
Дополнительные файлы
